Бюджет и подоходный налог
В доходной части бюджета Польши первое место занимает налог с оборота. Значительное место в бюджете принадлежало также подоходному налогу с высоким в интересах трудящихся необлагаемым минимумом, который составлял около 12 тыс. злотых в год, а с 1 ноября был поднят до 72 тыс. злотых. Для налогоплательщиков с большим количеством иждивенцев налоговый минимум был установлен в размере 240 тыс. злотых. В 1947 г. по этому налогу были установлены новые ставки, направленные на значительное снижение обложения трудовых доходов. Так, для годового дохода от 72 тыс. до 80 тыс. злотых ставка налога в 1946 г. составляла 8%, а в 1947 г. – 2%, а для годовых доходов свыше 360–420 тыс. злотых – соответственно 65 и 47%.
Дальнейшим развитием этих принципов налоговой политики явилось новое положение о подоходном налоге, вступившее в силу с 1 января 1949 г.
Коренной перестройке в 1946 г. был подвергнут и поземельный налог, по которому обложение стало производиться с полученного урожая, а не с земельной площади. Дальнейшие изменения в порядок обложения этим налогом были внесены в 1948 г.
О росте и структуре бюджетных доходов Польши в эти годы свидетельствуют данные (в млрд. злотых):
- Статьи дохода 1947 г. 1948 г. 1949 г;
- Налог с оборота — 35,3 87,9 229,4;
- Монополии — 61,9 78,3;
- Акцизы — 5,4 6,3;
- Подоходный налог — 27,8 63,2 70,2.
С 1949 г. в Польше были ликвидированы косвенные налоги (монополии и акцизы).
В Чехословацкой Республике на этапе развития народно-демократического строя в трудной, быстро меняющейся хозяйственной обстановке нельзя было создать твердого бюджета и государственные расходы в течение 1945 г. производились по месячным бюджетам.
Первый послевоенный государственный бюджет был составлен в 1946 г.; он состоял из обыкновенного бюджета. В сбалансированном бюджете предусматривались доходы и расходы органов государственного управления и государственных предприятий, а в чрезвычайном – затраты, связанные с восстановлением страны, и чрезвычайные доходы, которые могли служить источником их покрытия. Доходы и расходы чрезвычайного бюджета не включались в итоги обыкновенного бюджета.
После майских выборов 1946 г. перед правительством, которое возглавили коммунисты, встала неотложная задача – усилить борьбу за оздоровление финансов и преодоление дефицита государственного бюджета. В программе правительства указывалось: «Бюджетная политика должна быть направлена к снижению дефицита в общественном самоуправлении. Органы самоуправления обязаны соблюдать максимальную экономию. С другой стороны, необходимо добиться увеличения народного дохода, повышения налоговой дисциплины и роста налоговых доходов.