Единые бюджетные системы и государственные резервы
За счет средств бюджета правительства этих стран создают также государственные резервы для обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и возмещения ущерба при стихийных бедствиях.
При помощи бюджета в народно-демократических государствах взаимно увязываются финансовые планы отраслей народного хозяйства, планы финансирования социально-культурных мероприятий, финансовые планы социального страхования, планы органов государственного страхования, банков Долгосрочных вложений и т. д.
В системе финансовых планов бюджету пpинaдлeжит основное и ведущее место, в нем сходятся все нити хозяйственного и культурного строительства.
В развитии финансовых систем европейских стран народной демократии творчески используется богатый опыт нашей страны, что позволило этим странам в короткие сроки создать их собственные финансовые системы с учетом их национальных особенностей.
Так, например, единые бюджетные системы были созданы в этих странах уже через 5–6 лет. Однако в каждой из этих стран в мобилизации средств бюджета имеются свои особенности, например в ГДР в отличие от других стран налог с оборота (так называемые «производственные отчисления») взимается не только с предметов потребления, но и со средств производства.
В каждой из этих стран различны формы образования оборотных средств и финансирования капиталовложений, распределения и использования прибылей социалистических предприятий, а также организации их налоговых систем. Так, например, в Болгарии действует по существу один налог, а в ГДР в силу особенностей в ее политическом и экономическом развитии налоговая система отличается множественностью налогов. В Венгрии рабочие и служащие не облагаются налогами с заработной платы, но уплачивают взносы в фонд социального страхования, а налоги с заработной платы взимаются с государственных и кооперативных хозрасчетных предприятий из общего фонда заработной платы. Имеются свои особенности и в организации и формах финансового планирования, а также в использовании стабильных остатков вкладов сберегательных касс, которые, например, в ГДР не зачисляются в доходы бюджета, а используются на кредитование народного хозяйства и прежде всего жилищного строительства. В Польше, Чехословакии, Венгрии сберегательные кассы также осуществляют кредитные операции.
Развитие и укрепление демократического централизма и перестройка влияния народным хозяйством привели к существенному расширению доходной базы при ведущей роли центрального бюджета.
Принципы национальной политики нашли отражение в создании автономных национальных округов и областей, имеющих свои собственные бюджеты (бюджет Словакии в Чехословакии, бюджет Венгерской автономной области в Румынии и т. д.) На развитие экономики районов ежегодно выделяются крупные средства из общегосударственного бюджета.
Общегосударственные финансы, государственное социальное страхование превратились в составные части единой финансовой системы этих стран и органически связаны между собой, а государственный бюджет стал основным и ведущим финансовым планом государства.