Предприятия и государственный бюджет
С 1952 г. все предприятия начали строить работу на основе прямых связей с государственным бюджетом, непосредственно получая от него средства на свою производственную деятельность и передавая бюджету часть прибылей. Установление тесной связи народных предприятий с государственным бюджетом, улучшение народнохозяйственного и финансового планирования и усиление банковского контроля значительно укрепили финансовую дисциплину и подготовили условия для превращения бюджета в финансовый план. «Государственный бюджет,– указывалось в законе от 19 декабря 1951 г. В нем сосредоточиваются все главные финансовые средства, при помощи которых осуществляется финансирование народного хозяйства, и устанавливаются непосредственные взаимоотношения государства со всеми отраслями хозяйства».
Бюджет стал важнейшим орудием планового распределения национального дохода. Начиная с 1952 г. государственные бюджеты Чехословакии характеризуются расширением связей с хозяйством, усилением воздействия на все отрасли.
Рост социалистического сектора в Чехословацкой Республике подвели под государственный бюджет прочную, постоянно расширяющуюся доходную базу в виде накоплений социалистических предприятий.
Основой доходов гос. бюджета Чехословакии являются платежи социалистического сектора, которые составляют свыше 4/Б всех доходов бюджета.
Главным каналом поступлений в государственный бюджет был всеобщий налог. Доходы от этого налога составили:
- в 1949 г. – 48%;
- в 1950 г. – 57%;
- в 1951 г. – 67,7% всех бюджетных доходов.
Всеобщий налог взимался с государственных и частнокапиталистических предприятий. Социалистические предприятия передавали свои денежные накопления в бюджет по двум каналам: в виде всеобщего налога и особого налога на прибыль.
Основными источниками бюджетных доходов стали введенный вместо всеобщего налога налог с оборота, с нетоварных операций.
Состав доходов бюджета за 3 года (в млрд. крон) отчисления от прибылей предприятий вместо налога на прибыль.