Сфера действия государственного бюджета
Несмотря на яростное противодействие реакции, правительственная программа под руководством партии Чехословакии была успешно претворена в жизнь. Это благоприятно отразилось на работе государственных предприятий, на увеличении налоговых поступлений и экономии в управленческих расходах. В результате бюджетный дефицит вместо 26,2 млрд. крон (по плану) составил 10,6 млрд. крон.
В бюджете на 1947 г. было ликвидировано деление на обыкновенный и чрезвычайный бюджеты. Поступления в бюджет предусматривались в сумме 48,4 млрд. крон, а расходы – 76,3 млрд. крон. Фактически же дефицит в результате хозяйственных успехов выразился в сумме 6,3 млрд. крон.
Бюджет на 1948 г. был запроектирован по доходам в сумме 56,9 млрд. крон и по расходам – 67,0 млрд. крон.
Все эти годы народные предприятия финансировались в основном не из средств государственного бюджета, а из средств фонда национализированного хозяйства, и, кроме того, они получали производственные и инвестиционные ссуды в кредитных учреждениях. Прибыль, которую в это время уже давали предприятия; поступала на особый счет фонда национализированного хозяйства и использовалась на капиталовложения и возмещение стоимости национализированного имущества. Поскольку средства фонда на эти цели были недостаточны, предусматривались также ассигнования из бюджета.
Бюджеты местных органов власти не включались в государственный бюджет.
Сфера действия государственного бюджета на первом этапе развития народно-демократической Чехословакии была довольно ограниченной, поскольку из бюджета финансировалось капитальное строительство, осуществляемое только органами государственного управления и небольшой частью государственных предприятий;
Национальные предприятия основную часть своих расходов на расширенное воспроизводство производили за счет кредита.
Несмотря на тяжелые последствия засухи 1947 г., государственный бюджет благодаря усилиям рабочего класса Чехословакии, а также помощи многих стран был фактически сведен с дефицитом всего в 4,6 млрд. крон вместо предусмотренных 10,1 млрд. крон.
Для бюджетов 1946–1948 гг. характерен быстрый рост их объема, особенно доходов.
С изменением общественного строя изменились характер и направление бюджетных расходов. Крупными статьями расходов стали затраты на народное хозяйство.
Структура расходов бюджета (в %):
- Статьи расходов — 1946г, 1947 г. 1948 г.
- Народное хозяйство, Социально-культурные мероприятия — 39,2 24,8 20,2 23,6 27,6 28,7
- Управление — 14,6 14,9 17,6
- Оборона — 9,9 12,9 10,8
- Государственный долг — 5,8 3,7 4,0
- Прочие — 7,5 16,1 18,7
Большие ассигнования из бюджета способствовали успешному выполнению целей двухлетнего плана.