Бюджеты местных национальных комитетов Чехословакии
В государственный бюджет были включены бюджеты местных национальных комитетов. Это укрепило материальную базу местных бюджетов и облегчило их сбалансирование. Государственный бюджет был составлен по образцу. Его связь с производственной сферой была еще слаба. Финансовые органы, осуществлявшие планирование и исполнение бюджета, фактически ничем не могли повлиять на работу народных предприятий.
Наряду с бюджетом развивался фонд национализированного хозяйства, который становился финансовым центром всех народных предприятий, т. е. всей производственной сферы.
Так в стране функционировало 2 финансовых центра:
- государственный бюджет;
- финансировавший содержание государственного аппарата;
- укрепление обороны страны и фонд национализированного хозяйства;
- финансировавший производственную сферу.
Существование двух финансовых центров вызывало определенные трудности, приводило к нарушению принципа режима экономии. Февральский пленум ЦК Коммунистической партии Чехословакии отметил серьезные недостатки в расходовании государственных средств, а Сентябрьский пленум того же года указал на необходимость реорганизовать управление промышленностью и упорядочить ее финансирование.
Перестройка финансирования предприятий была произведена на основе закона от 19 декабря 1951 г. «Об организации финансирования народных и коммунальных предприятий». Законом устанавливался новый порядок финансирования народных и коммунальных предприятий, основанный на принципе материальной заинтересованности в выполнении плана. Это достигалось тем, что предоставление предприятиям средств было поставлено в непосредственную зависимость от выполнения плана по накоплениям. Реализация закона от 19 декабря 1951 г. еще более повысила роль государственного бюджета в народном хозяйстве.
Фонд национализированного хозяйства, как уже не соответствовавший задачам ведения хозяйства был ликвидирован.