Стимулирование покупательского спроса в Германии
В 1958 г. в Германии были отменены очки на мясо, мясные изделия, масло жиры, молоко и сахар. На эти товары были установлены единые розничные цены, ниже прежних коммерческих денег и несколько выше цен нормированного снабжения. Низкие цены, существовавшие на хлеб, макароны и крупяные изделия, картофель, уголь, тарифы на электроэнергию, газ и воду, а также низкая оплата транспортных услуг были полностью сохранены.
Для сохранения прежнего уровня заработной платы и других доходов трудящихся законом были установлены надбавки к заработной плате трудящихся с целью компенсирования разрыва между прежними, относительно низкими ценами и новыми розничными ценами. Стимулирование покупательского спроса было достигнуто. Были увеличены пенсии по старости и инвалидности, стипендии учащимся и т, д.
В связи с этим покупательная способность возросла в 1958 г. на 7,7%.
В июле 1958 г. Совет Министров ГДР осуществил снижение цен на молоко, жиры, сыр, свинину, колбасные изделия. Это повысило покупательную способность более чем на 400 млн. марок. С февраля 1959 г. были снижены цены на сахар и маргарин. Снижение цен и повышение заработной платы отдельным категориям трудящихся продолжалось в ГДР и в течение 1959 г.
Прямую противоположность политике, которая давала стимулирование покупательского спроса и постепенного снижения цен в ГДР представляет непрерывный рост цен в ФРГ, где только с сентября 1957 по июль 1958 г. повысились цены на 147 предметов народного потребления, в том числе на молоко, мясо, а также на электроэнергию, газ, воду и квартплату.
Покупательная способность марки за 1950– 1958 гг. выросла до 153 в 1958 г., а марка ФРГ упала До 84 (1950 г. = 100).
Рост покупательной способности марки ГДР привел к резкому повышению уровня заработной платы трудящихся ГДР. Так, если в 1950 г. семья, состоящая из четырех человек, затрачивала на одежду и обувь 981 марку, то в 1958 г. те же предметы обходились уже всего в 593 марки, т. е. выигрыш составлял 388 марок, а такая же семья в ФРГ в 1958 г. могла приобрести этих предметов 20% меньше.