Территориальная структура
Внутриобластную миграцию денег по каналу рынка определить только на основе показателей бюджетов семей нельзя. Для этой цели следует использовать также сведения о территориальной структуре завоза хозяйственных продуктов на рынки (методика расчетов показана была рассмотрена ранее).
Весьма большая доля денежной выручки, полученной областным населением от продажи продуктов на местных рынках, расходуется на покупку товаров в Государственной торговле по месту нахождения рынков. Более того, на покупку товаров в городах и рабочих поселках крестьяне расходуют часть своих денежных сбережений, а также текущих денежных доходов, полученных в районной местности от и из других источников.
Тесное переплетение потоков миграции денег, имеющих противоположное направление, вызывает необходимость изучения этих потоков в строгой взаимоувязке. Поэтому следующая задача состоит в том, чтобы определить, на какую сумму население покупает товаров в городских торговых организациях. Данную задачу можно решить, применив следующий метод.
Прежде всего необходимо определить объемы фактического розничного товарооборота государства и корпоративной торговли – отдельно в городах и рабочих поселках и отдельно в районной местности. Для этой цели используются отчеты торгующих организаций, предварительно сгруппированные в зависимости от дислокации розничной торговой сети – в городах и рабочих поселках и в районной местности. Кстати, такими данными располагают органы ЦСУ.
Более простой способ распределения общего по области объема розничного товарооборота на городской и областной состоит в том, чтобы один из них (например, сельский) определить прямым путем, а другой исчислить как разность. В расчетах объема розничного товарооборота в городской местности можно принять за основу сумму оборота потребительской кооперации. Из этой суммы необходимо исключить товарооборот организаций потребительской кооперации в городах и рабочих поселках, а затем к полученному результату прибавить обороты по продаже товаров населению предприятиями государственной торговли, которые находятся в городской местности. Помимо сети предприятий розничной торговли, общепита, пошивочных и ремонтных мастерских потребительской кооперации, в районной местности находятся предприятия орсов, союзпечати, сортсемовощ, зооветснаба и других торговых систем.