Категории товаров, потребительские свойства и стоимость
Изучая потребительные стоимости как исторические категории, экономика, в частности, выясняет, почему в условиях капиталистического производства они в виде огромного скопления общественного богатства присваиваются теми, кто совершенно не занимается созидательным трудом и составляет меньшинство общества, почему во время капитализма потребительные стоимости нередко физически уничтожаются в то время как подавляющая часть общества не может воспользоваться продуктом своего труда и пребывает в нищете.
Стоимость товара Поскольку потребительные стоимости обмениваемых продуктов должны отличаться друг от друга, постольку они как таковые не прикрытое вещной могут быть общей основой для обмена, для оболочки приравнивания одного продукта к другому.
Чтобы данный продукт мог вступить в обмен с другим каким-то продуктом и стать товаром, он должен обладать не только ценовыми свойствами, но и меновыми. Меновая цена – это возможность или качество товара совершать обмен на другие товары.
Допустим, что 1 центнер пшеницы обменивается на 5 метров полотна, или на 10 килограммов гвоздей, или на 15 пачек чаю и т. д. Это значит- что пшеница может иметь не одну единственную, а разные меновые цены. Если каждый из названных товаров - 5 метров ткани, и 10 килограммов гвоздей, и 15 пачек чаю одинаково составляют меновая цена одного и того же центнера пшеницы, значит они содержат в себе что-то схожее и равновеликое. Что же они содержат?
Труд, взятый без учета конкретных форм его затрат на изготовление товаров, т. е. труд вообще и составляет то, что позволяет приравнивать одни товары к другим при их обмене.
Товар как воплощение общечеловеческого труда, как сгусток этого труда является стоимостью. То общее, что может быть выражено в меновом отношении товаров и есть их цена. Меновая цена служит формой выражения денег. В основе качеств, в которых товары обмениваются, лежит их стоимость.
Стоимость может быть выявлена только в обмене. Но за товарами, которые обмениваются, стоят их хозяева, живые люди. Через обмен товаров люди вступают в производственные отношения. Поэтому, как говорит Маркс, деньги есть отношение между двумя людьми, прикрытое вещной оболочкой.
Этими свойствами должен обладать любой товар.