Потребительное свойство вещей и товаров

Общество на каждом данном этапе своего исторического развития располагает определенными потребительскими резервами, удовлетворяющими столь же определенные потребности его членов. Без этого оно не могло бы существовать и развиваться. Потребительная (цена) стоимость, следовательно, является вечной естественной категорией.

Однако экономия потребительную стоимость с вещественной точки зрения, т. е. со стороны естественных свойств вещи не изучает. Физико-химические свойства вещей вообще изучаются особыми науками – товароведением, технологией и др. Политическую экономию интересует лишь общественная сторона потребительной стоимости. Она изучает потребительную стоимость товара, а не вещи вообще. Ее задача – вскрыть характерные черты потребительной стоимости, которая выступает как свойство товара, как историческая категория.

Потребительная цена товара характеризуется целым рядом особенностей.

Во-первых, она является продуктом человеческого труда, а не простым даром природы.

Во-вторых, она должна отвечать потребностям не того, кто ее производит, а других лиц, иначе сказать, она должна отвечать общественным нуждам и потребностям и поэтому подлежит отчуждению. Вещь, обладающая определенной потребительской ценой, принимает форму товара лишь при переходе из рук одного хозяина в руки другого. Но не любая такая вещь и не при любых общественных отношениях в результате отчуждения становится товаром. Так, пшеница, производимая крепостным крестьянином и односторонне (без обмена) отчуждаемая феодалом в качестве натурального оброка, не принимает формы товара. Вещь станет товаром в том случае, когда ее потребительская цена поступает в оборот через обмен на другую потребительную цену.

В-третьих, в обмене могут противоречить друг другу только две цены, которые различны. В противном случае обмен не имел бы никакого смысла. В самом деле, какой смысл обменивать стол на стол, если эти столы обладают одними и теми же свойствами, т. е. выступают с одной и той же ценой.

В-четвертых, в обмене потребительных цен выражаются производственные отношения между владельцами товаров.

В-пятых, между производством потребительной цены и спросом на нее существует определенная связь и взаимозависимость. Суть последней стоит в следующем.

Вещь не может быть потребительной ценой, если она не удовлетворяет никаких нужд и потребностей человека и если вследствие этого на нее нет спроса. Отсюда такая вещь не будет производиться. Значит, производство зависит от спроса. В то же время спрос в решающей степени зависит от производства.

 



Этот домен продается на telderi