Денежные расходы населения
Наиболее точные сведения о размерах миграции и территориальном направлении потоков денег могут быть получены при условии проведения специального единовременного исследования денежных расходов граждан на покупку товаров. Для решения этой задачи представляется целесообразным временно расширить программу выборочного обследования бюджетов семей, включив в нее вопрос о месте покупки товаров за определенный период, хотя бы за квартал. Ответ на этот вопрос должен содержать сведения о денежных расходах на покупку товаров в пределах данной области и в других областях и республиках с указанием, в каких именно.
Денежные расходы населения и вопрос о расширении программы обследования бюджетов семей даже на небольшой период в силу ряда причин является трудным и пока не решен. Поэтому приходится использовать другие материалы, на основе которых можно приблизительно определить размер денежных расходов граждан на покупку товаров за пределами области, республики. Для этой цели надо прежде всего тщательно проанализировать показатели обследований бюджетов семей и отчетные данные о розничном товарообороте как в целом, так и по отдельным группам товаров.
На основе данных обследования бюджетов семей можно определить, на какую сумму население области купило в течение года товаров в государственных и кооперативных торговых организациях. Размеры покупок целесообразно исчислить не только по всей массе товаров, но и по отдельным, основным их группам – тканям, готовой одежде, обуви и т. д. Это позволит более глубоко раскрыть характер миграции денег, связанной с покупками товаров, определить конкретно, каких товаров не хватает в данной области, республике для удовлетворения спроса населения или, наоборот, какие товары вывозятся населением из данной области, республики.
Ввиду того, что структура и денежные расходы населения, а также объемы покупок товаров рабочими и служащими, с одной стороны, и крестьянами – с другой, существенно различаются, расчеты денежных расходов на покупку товаров в государственной и кооперативной торговой сети следует производить по этим социальным группам раздельно. Структура денежных расходов на покупку отдельных видов продовольственных товаров в большой мере зависит от уровня доходов семей. Различия в расходах настолько значительны, что сводные, средние показатели по всем бюджетам семей, обследуемых в области, не могут быть использованы для решения поставленной задачи, если они недостаточно репрезентативны для области.