Вес торговой выручки
Торговая выручка составила в I квартале 1963 г. 83%, а в III квартале того же года -79%.
Безусловно, что на данные показатели оказывает влияние не только приток отпускников, но и некоторые другие причины. Понятно также, что удельный вес торговой выручки в оборотах по поступлению денег в кассы банка в III квартале и удельный вес расходов на покупку товаров в общей сумме денежных расходов отпускников далеко не одинаковы, поскольку основная часть торговой выручки формируется и в Крымской области в результате реализации товаров местному населению.
Денежные расходы отпускников на покупку товаров можно исчислить различными способами. Прежде всего необходимые сведения можно получить путем специальных выборочных обследований целевого направления денежных расходов трудящихся, выезжающих в отпуск за пределы области или республики. Если такие обследования не проводить, то в расчетах миграции денег в различных областях и республиках могут быть (с некоторыми поправками) использованы соответствующие показатели, полученные в результате анализа структуры денежных расходов населения, кассовых оборотов учреждений банка и объемов розничного товарооборота в отдельные периоды года в курортных районах.
Приведем пример исчисления суммы покупок товаров отпускниками при помощи анализа отчетных данных о розничном товарообороте (заметим, что эти данные предварительно следует очистить от оборота по мелкооптовой продаже товаров предприятиям, организациям и учреждениям; млн. руб.).
В таком же порядке надо исчислить обороты по продаже товаров отпускникам за II и IV кварталы. При этом базовым показателем для расчетов как по II, так и по IV кварталу целесообразно принять объем товарооборота I квартала, когда численность отпускников незначительна. Как видно из приведенного примера, в расчете условно учитывается, что если бы в данную область не приезжали отпускники, то во II, III и IV кварталах розничный товарооборот возрастал бы против квартала примерно в такой же степени, что и в целом по республике (или по стране). Этот исходный фактор следует подвергнуть критической оценке, учитывая конкретные условия данного района или области.