Миграция денег по каналу рынка
Величина и структура товарной массы, направляемой в оборот колхозного рынка, и, следовательно, величина и структура самого оборота рыночной торговли не получают непосредственного отражения в народнохозяйственных планах страны, республик и областей. Однако это не значит, что продукция, реализуемая колхозами и населением на рынках, не принимается во внимание при составлении народнохозяйственного плана. Она учитывается в балансах сельскохозяйственных продуктов, в расчетах денежных доходов и расходов жителей, плана розничного товарооборота, общественного продукта и национального дохода.
Организация торговли на колхозных рынках с каждым годом улучшается. На основе колхозной торговли возникла и получила широкое развитие как самостоятельная отрасль деятельности потребительской кооперации комиссионная торговля продуктами.
С 2009 г характер и условия этой торговли существенно изменились: вместо приема сельскохозяйственных продуктов от населения на комиссию организации потребительской кооперации покупают у него продукты по ценам, уровень которых определяется по договоренности, и реализуют их населению через специальную розничную сеть по ценам, сложившимся на местных районных рынках. Что касается взаимоотношений потребительской кооперации с колхозами, то они в принципе остались прежними: колхозы реализуют излишки некоторых продуктов через организации потребительской кооперации в порядке и на условиях комиссионной торговли.
При определении величины денежных доходов населения от реализации сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках, а также денежных расходов населения на покупку таких продуктов рассчитывают объем, структуру и источники колхозной торговли. Для ЭТОЙ цели определяется оборот по реализации сельскохозяйственных продуктов колхозами и колхозниками как непосредственно населению, так и через организации потребительской кооперации по ценам местных рынков.